Памятка по противодействию коррупции для субъектов малого и среднего бизнеса
Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами совершение деяний от имени или в интересах юридического лица (Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Коррупция представляет реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, правам человека и социальной справедливости, подрывает доверие населения к власти, существенно затрудняет экономическое развитие.
В этой связи необходимо принятие специальных мер, направленных на ограничение коррупции, в том числе:
— устранение условий, порождающих коррупцию;
— предупреждение коррупционных правонарушений;
— обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
— вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
— формирование антикоррупционного общественного сознания;
— формирование нетерпимости по отношению к коррупциогенным действиям;
— содействие реализации права граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторов, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.
Формы проявления коррупции: взяточничество, присвоение или растрата имущества, мошенничество, вымогательство, подкуп, злоупотребление влиянием, сокрытие, отмывание доходов, незаконное обогащение.
Согласованные, системные усилия по противодействию коррупции укладываются в рамки 3-х стратегий: осознания, предупреждения, пресечения.
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Специальные антикоррупционные мероприятия:
— повышение эффективности деятельности по противодействию коррупции;
— устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечению инвестиций;
— совершенствование работы подразделений кадровых служб органов власти по профилактике коррупционных и других правонарушений;
— дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции.
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения:
- Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения:
- В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
К главным проблемам малого и среднего бизнеса, подлежащим первоочередному разрешению в плане противодействия коррупции относятся:
— сложность, а иногда и невозможность получения доступа к земельным участкам для строительства зданий и сооружений;
— бессистемность и карательный характер проверок бизнеса представителями многочисленных контролирующих и правоохранительных органов;
— использование конкурсных механизмов чиновниками муниципальных органов власти (муниципальный заказ) для присуждения лотов «своим» фирмам и административное преследование участников торгов, которые заявили протест и обжаловали результаты;
— лоббирование чиновниками исполнительной власти интересов отдельных предпринимателей и фирм при распределении ресурсов, помещений, земельных участков, государственного и муниципального заказа и решении других вопросов.
Куда можно обратиться с информацией о фактах коррупции:
Организация | Контактный телефон |
Прокуратура Республики Карелия | 71-78-46, горячая линия по вопросам соблюдения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности: телефон: 71-78-57
(09.00-13.00 и с 14.00-17.00, кроме субботы и воскресенья) |
Прокуратура города Петрозаводска | 59-32-60 |
Министерство внутренних дел по Республике Карелия | телефон доверия 062 |
Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по РК | 59-25-55 |
Главное управление МЧС России по Республике Карелия | 79-99-99 |
Управление федеральной службы безопасности России по Республике Карелия | 78-48-56 |
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия | 79-97-99 |
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия | 77-28-92 |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (Карельское УФАС России) | 78-44-30 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия | 57-23-39 |
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия | 76-82-01 |
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу | 78-24-32 |
Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия
телефон доверия |
78-03-28 |
Управление Министерства юстиции РФ по Республике Карелия | 78-28-27 |
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.
В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, таможенного органа или органа наркоконтроля Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.
Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.
В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации, по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы
В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.
Основные Федеральные документы:
- Указ Президента РФ № 460 от 13.04.2010 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон № 274-ФЗ от 25.12.2008 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».
- Федеральный закон № 280-ФЗ от 25.12.2008 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».
- Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
- Федеральный закон № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
- Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
- Приказ Минюста от 04.10.2013 № 187 «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации».
- Приказ Минюста России от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований».
Региональные документы:
- Закон РК № 1227-ЗРК от 23.07.2008 «О противодействии коррупции».
- Закон РК № 1619-ЗРК от 04.07.2012 «О нормативных правовых актах Республики Карелия».
- Указ Главы РК № 217 от 31.12.2003 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Главы РК, Правительства РК и органов исполнительной власти РК».
- Указ Главы Республики Карелия от 10.03.2011 № 16 «О порядке уведомления Главы Республики Карелия о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего Республики Карелия, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Главой Республики Карелия, к совершению коррупционных правонарушений, перечне сведений, содержащихся в уведомлениях, организации проверки этих сведений и порядке регистрации уведомлений».