Подождите
идет загрузка
Меню Закрыть

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда

Понятие специальной оценки условий труда и порядок ее проведения приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, а также Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 года № 33н.

Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме: рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя (статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специальную оценку условий труда работодатель проводит совместно с организацией, соответствующей определенным требованиям, указанным в пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в том числе по проведению специальной оценки условий труда, размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (akot.rosmintrud.ru).

Специальная оценка условий труда проводится в несколько этапов:

1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда (статья 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Для организации и проведения специальной оценки условий труда приказом работодателя создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным.

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (статья 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

3. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов (статья 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Исследования и измерения осуществляются испытательной лабораторией или экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

;По результатам проведения исследований экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда оформляется отчет о проведении специальной оценки условий труда, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работников с результатами специальной оценки условий труда в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (статья 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, либо признаны оптимальными или допустимыми, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в Государственную инспекцию труда в Республике Карелия. Порядок подачи и форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 февраля 2014 года № 80н. Декларация действительна в течение пяти лет (статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (статья 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (пункт 4 статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ), за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, когда должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.

В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 290, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом России (пункт 7 статья 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (пункт 4 статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее не проведение предусмотрены следующие меры ответственности:

  • для должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от 60 000 до 80 000 руб.