«Серые» зарплаты в настоящее время остаются широко распространенным явлением, отражающимся как на работниках и работодателях, так и в целом на экономике нашей страны.
Как известно, с официальной зарплаты всех работников удерживается налог на доходы физических лиц (НДФЛ), обязанность по перечислению в бюджет которого возлагается на работодателя. Кроме НДФЛ работодатель обязан также перечислять страховые взносы во внебюджетные фонды. Как следствие, в любой организации заработная плата работников и социальные взносы являются существенной частью затрат. Стремление работодателя оптимизировать расходы и приводит к распространению такого явления, как «серые» зарплаты.
С 1 января 2020 года вступили в силу новые правила взыскания НДФЛ с «серых» зарплат на основании дополнений в Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, который внес поправку в пункт 9 статьи 226 Налогового Кодекса РФ.
Если раньше Налоговым кодексом запрещалось перечислять НДФЛ за счет работодателя (налогового агента), то с 1 января 2020 года введенные дополнения разрешают взыскивать налог на доходы физических лиц с налогового агента, если по итогам налоговой проверки будет доказано, что выплачено заработной платы или иных доходов работнику больше, чем отражено в бухгалтерских документах.
До 2020 года все было иначе: согласно ст. 123 Налогового кодекса РФ, в случае «не доначисления» НДФЛ к работодателю применялись штрафные санкции и начислялись пени. А налог на доход физического лица взыскивался с работника.
С 1 января 2020 года меняется порядок взыскания НДФЛ, не полностью уплаченного в бюджет РФ. Теперь это бремя ложится на плечи налогового агента, т.е. на РАБОТОДАТЕЛЯ.